ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОЦЕСС И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Ценностные ориентации являются ключевыми компонентами, отвечающими за направленность развития индивида, они отражают его характеристики как личности, они же являются регуляторами поведения. В условиях кардинальных процессов преобразований социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества особенно актуальным становится вопрос изучения ценностных ориентаций у разных социальных групп. Особый интерес представляет социальный слой молодых руководителей. Статья посвящена вопросу формирования ценностных ориентаций у социально-профессиональной группы молодых руководителей бизнес-организаций.

В работе анализируются основные концепции, описывающие процесс формирования ценностных ориентаций. Рассматриваются основные подходы к понятию «ценность» в рамках социологической теории. На основании проведенного анализа, сравнения и обобщения понятие «ценность» рассматривается автором как олицетворение лучшего и желательно-необходимого для индивида, что определяет выбор средств и целей действия. Предложена авторская модель механизма формирования ценностных ориентаций молодых руководителей бизнес-организаций, представленная в виде процесса, на который оказывает влияние комплекс различных факторов. Раскрыт каждый элемент исследуемого механизма. Представлены отличительные характеристики понятия «ценностные ориентации», которые носят ситуативный, избирательный и индивидуальный характер.

Автор приходит к выводу, что молодых руководителей следует рассматривать как социально-профессиональную группу в возрасте до 40 лет со специфической системой ценностей, сказывающейся на профессиональной деятельности, на сфере личных и общественных отношений. В зависимости от этапа управленческой карьеры соотношение ключевых факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, меняется, что и детерминирует поведение руководителя.

Об авторах

Эльвира Шахретдиновна Магомедова

Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград

Автор, ответственный за переписку.
Email: magomedowa-elwira@yandex.ru

аспирант, ассистент кафедры философии и социологии

Россия

Список литературы

  1. Васянин М.С. Ценности предпринимательского слоя современной России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 1. С. 87–97.
  2. Муравьев О.И., Мацута В.В., Ерлыкова Ю.Н. Ценностные ориентации предпринимателей малых и крупных городов // Сибирский психологический журнал. 2013. № 48. С. 102–110.
  3. Шипитько О.Ю., Чеснокова А.В. К вопросу о профессиональной самореализации молодых руководителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. С. 42–46.
  4. Бушкова-Шиклина Э.В. Ценностные ориентации менеджеров и процесс принятия управленческих решений: корреляционные связи : автореф. дис. … канд. соц. наук. Н. Новгород, 2007. 35 с.
  5. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами (Out of the Crisis). М.: Альпина Паблишер, 2011. 400 с.
  6. Ким С.К., Роберт Э.К. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
  7. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 335–357.
  8. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Ленинградский университет, 1988. 344 с.
  9. Гасилин В.Н., Рязанов А.В. Ценности и идеалы формирующегося российского общества: философско-методологические аспекты // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 2. С. 106–114.
  10. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век. М.: Юрист, 1995. С. 567–603.
  11. Василенко В.А. Ценность и оценка. Киев: Наукова думка, 1964. 154 с.
  12. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. 183 с.
  13. Смирнов П.И. Фундаментальные ценности общества: универсальная типология // Credo new. 2011. № 2. С. 67–85.
  14. Сурина И.А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162–164.
  15. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. С. 9–49.
  16. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М.: Альпина Паблишер, 2011. 528 с.
  17. Саймон Г. Науки об искусственном. М.: Едиториал УРСС, 2004. 142 с.
  18. Максименко А.А. Основы аксиологической концепции менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 3–17.
  19. Кузеванова А.Л. Механизм формирования ценностных принципов бизнес-деятельности (социологический анализ) // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 4. С. 70–74.
  20. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free press, 1973. 438 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах