ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию теоретических аспектов корпоративной социальной ответственности современных предпринимателей. Автор полагает, что часть предпринимателей в своей повседневной трудовой деятельности характеризуются скорее как «социально безответственные». Рассматриваются социологические теории, содержащие подходы к социальной ответственности исследователей, считавших успех, и в первую очередь финансовый, оправданием девиации, рассматривавших увеличение степени безответственности капиталиста в зависимости от величины предполагаемого дохода, определявших степень ответственности протестантского предпринимателя его религией и особой этикой поведения, связанной с вероисповеданием. Показаны отличия понимания социальной ответственности предпринимателей в зависимости от вероисповедания, европейской и американской моделей социальной ответственности. Рассматриваются предпосылки возникновения социально ответственного поведения западных предпринимателей. Анализируется зарождение корпоративной социальной ответственности в нашей стране через социально значимое поведение купечества в дореволюционной России. Показаны особенности современного становления социально ответственного предпринимательства, отношение современного предпринимательского сообщества и населения из числа непредпринимателей к содержанию деятельности, отвечающей принципам корпоративной социальной ответственности. Отмечается, что одним из показателей корпоративной социальной ответственности предприятия является подготовка и публикация социального нефинансового отчета в соответствии с международными и/или российскими стандартами. Приводятся примеры современных социально ответственных отечественных и зарубежных компаний, работающих на российском рынке и публикующих такие отчеты. Проанализировано содержание социальных отчетов, выделены примеры социально ответственной деятельности по отношению к сотрудникам предприятий и местному сообществу. Отмечается необходимость увеличения числа российских социально ответственных компаний, особенно из числа малого и среднего бизнеса.

Об авторах

Роман Вячеславович Дмитриев

Пензенский государственный университет, Пенза

Автор, ответственный за переписку.
Email: mitrioman2008@rambler.ru

аспирант кафедры «Социология и управление персоналом»

Россия

Список литературы

  1. Дмитриев Р.В. «Капиталистический дух» протестантизма в социологии М. Вебера // Университетское образование (МКУО-2016): сборник статей XX Международной научно-методической конференции. Пенза: ПенГУ, 2016. С. 320–321.
  2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Слово, 2009. 534 с.
  3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 с.
  4. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность и профессиональная ориентация молодежи в контексте теории структурализма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2. С. 59–63.
  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 220–230.
  6. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 273–276.
  7. Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. 443 с.
  8. Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1995. № 8. С. 88–96.
  9. Тимофеев В.В. Русские старообрядцы в XVIII–XX вв.: опыт предпринимательской деятельности и общественного служения в России и за рубежом. Чебоксары: Чебоксарский филиал МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. 373 с.
  10. Кошарная Г.Б., Дмитриев Р.В. Значение протестантизма и старообрядчества для развития предпринимательства // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 2590–2607.
  11. Кошарная Г.Б. Социальная ответственность субъектов предпринимательства: история и современность // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 1. С. 100–108.
  12. Кошарная Г.Б., Васянин М.С. Социальная ответственность субъектов предпринимательства как фактор стабильности российского общества // Традиционное, современное и переходное в российском обществе: сборник статей Х Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 27–30.
  13. Carnegie A. The gospel of wealth // Cultural contexts for critical thinking and writing. Boston: St. Martin’s, 1991. P. 22–27.
  14. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 285 с.
  15. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2002. 168 с.
  16. Bowen Н. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper & Row, 1953. 386 p.
  17. Davis K. Can Business Afford To Ignore Social Responsibilities? // California Management Review. 1960. Vol. 2. № 3. P. 70–76.
  18. Caroll A. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organization stakeholders // Business Horizons. 1991. Vol. 34. № 4. P. 39–48.
  19. Frieman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits // New York Times Magazine. 1970. 13 September.
  20. Смит К. Этика маркетинга. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
  21. Социальное предпринимательство как форма гражданского участия и стратегии кризисного поведения. URL: corp.fom.ru/uploads/files/Socpredprinimatelstvo.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах