СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
- Авторы: Апанасюк Л.А.1
-
Учреждения:
- Российский государственный социальный университет, Москва
- Выпуск: № 2 (2017)
- Страницы: 87-92
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/244
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-2-87-92
- ID: 244
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что ксенофобия и экстремизм в молодежной среде способствуют обострению межнациональных отношений, возникновению противоречий и конфликтов на религиозной и этнической основе, и данная проблема приобрела глобальный характер, затронув все индустриально развитые страны. Российская Федерация является одним из самых поликонфессиональных и многоэтнических государств на европейском пространстве, и основными предпосылками к внутренней миграции населения, к социальной напряженности и к напряженности в межнациональных отношениях в субъектах РФ являются высокий уровень региональной экономической дифференциации, высокий уровень социального и имущественного неравенства, различия уровня жизни населения в разных регионах России. Цель исследования – рассмотрение социально-экономических направлений гармонизации межнациональных отношений в образовательной среде. Для этого было проведено социологическое исследование в нескольких вузах Российской Федерации для оценки потенциальных конфликтогенов среди студентов, во время которого было опрошено свыше тысячи молодых людей. Основное внимание уделялось вопросам актуальности национальной идентичности в образовательной среде по признаку гендерных и национальных различий, удовлетворенности молодежи уровнем справедливости в обществе и политикой федеральных властей в разрезе национальной принадлежности. Изучение факторов и особенностей формирования экстремизма и ксенофобии в сознании молодых людей посредством социологического анализа жизненных позиций является ценным для практики прогноза развития межнациональных отношений и их регулирования. Результаты исследования подтвердили, что существует этнокультурная дистанция, где этническая и религиозная нетерпимость является главенствующей формой. Автор приходит к выводу, что для гармонизации межнациональных отношений в образовательной среде и содействия диалогу между представителями различных этнических общностей необходимо улучшение социально-экономического положения регионов, оперативное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, поддержание межнационального согласия.
Об авторах
Лариса Ахунжановна Апанасюк
Российский государственный социальный университет, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: Apanasyuk-L@yandex.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры туризма и гостеприимства экономического факультета
РоссияСписок литературы
- Зорин В.Ю. Экономические факторы гармонизации национальных и межэтнических отношений в современной России // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады: материалы Третьего Междунар. форума. М.: ИПР РАН, 2014. С. 121–130.
- Hall S. The Multi-cultural Question // Un/Settled multiculturalisms: diasporas, entanglements, transruptions. London: Zed Books, 2000. P. 209–241.
- Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.
- Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford: Clarendon, 1995. 280 p.
- Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Академия, 2000. 304 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. 320 с.
- Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: Эльфа, 1999. 329 с.
- Киреева И.А., Алыпкачева П.И. Моделирование подготовки специалистов к межкультурной деятельности в молодежной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 115–116.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин В.Д. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 356 с.
- Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М.: Привет, 2004. 356 с.
- Муравьев А.М. Ксенофобия: от инстинкта к идее // Отечественные записки. 2004. № 4. С. 12–17.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 1998. 670 с.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). СПб.: Амфора, 2001. 347 с.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.
- Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми. М.: Московия, 2009. 311 с.
- Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006. 256 с.
- Сукало А.А. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга : дис. … д-ра пед. наук. М., 1997. 435 с.
- Дробижева JI.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечел. ценностей, 2003. 376 с.
- Смирнова Е.В. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: материалы III Междунар. науч. заоч. конф. Тольятти: ТГУ, 2012. С. 124–129.