МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТЮНИНГА
- Авторы: Доронкин В.Г.1, Колачева Н.В.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 3 (2017)
- Страницы: 47-52
- Раздел: Технические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/214
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-3-47-52
- ID: 214
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы модернизации автомобилей в процессе эксплуатации, обоснована необходимость моделирования процесса автомобильного тюнинга. Актуальность темы исследования обусловлена важностью повышения энергоэффективности, ресурсосбережения и охраны окружающей среды при эксплуатации автомобилей. Одним из решений комплекса задач является модернизация автомобиля в процессе тюнинга.
Дается обзор основных факторов, которые следует учитывать при моделировании процесса модернизации транспортных средств на примере тюнинга легкового автомобиля, при этом описан тюнинг как один из видов технического воздействия на автомобиль в период эксплуатации. Предлагается концепция построения математической модели автомобильного тюнинга с учетом проблем экологичности и безопасности автомобиля. Формализация основных свойств автомобиля проведена с применением методик квалиметрии на основе дерева свойств.
Анализируются различные подходы к выбору принципа оптимальности для многокритериальных задач. В разработанной математической модели вектор свойств автомобиля оценивается одновременно по множеству критериев на основании принципа Парето-оптимальности. Для нахождения оптимального множества используются методы его сужения: задание нижних границ критериев, субоптимизация, лексикографическая оптимизация и расчет обобщенного критерия. Для оценки результата тюнинга предлагается применять обобщенный критерий, представляющий взвешенную сумму частных критериев.
Разработанная математическая модель показывает оценку изменения автомобиля в процессе тюнинга по различным критериям и позволяет рассчитать эффективность тюнинга как с точки зрения потребительских свойств, так и с позиций улучшения степени экологичности, энергоэффективности и безопасности автомобиля. Программный продукт на основе предложенной математической модели даст возможность производить предварительный анализ возможных мероприятий по модернизации автомобиля.
Об авторах
Владимир Геннадьевич Доронкин
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: motopolis@mail.ru
старший преподаватель кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей»
РоссияНаталья Вениаминовна Колачева
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: ncolacheva@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование»
РоссияСписок литературы
- Andria G., Attivissimo F., Di Nisio A., Lanzolla A.M.L., Pellegrino A. Development of an automotive data acquisition platform for analysis of driving behavior // Measurement. 2016. Vol. 93. P. 278–287.
- Chauhan B., Jain A., Chaturvedi T., Saini S. A User Interactive and Assistive Fleet Management and Eco-Driving System // 2015 Ieee Region 10 Symposium. Tensymp, 2015. P. 41–44.
- Вахламов В.К. Автомобили: конструкция и эксплуатационные свойства. М.: Академия, 2009. 480 с.
- Доронкин В.Г. Тюнинг как инновационный способ повышения энергоэффективности автомобиля // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 15-й Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самар. гос. экон. ун-та. Ч. 2. Самара: Самар. гос. экон. ун-т, 2016. С. 85–87.
- Доронкин В.Г., Кудинова Г.Э., Курилова А.А. К вопросу эффективности автомобильного тюнинга // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4. С. 140–143.
- Зозуля Д.М. Маркетинг как философия преобразования бизнеса // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 2106–2110.
- Калачев С.Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств личного пользования. М.: Дашков и К°, 2012. 312 с.
- Чудаков Е.А. Теория автомобиля. М.: Машгиз, 1950. 343 с.
- РФ. Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств: утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.
- Azgaldov G., Kostin A. Applied Qualimetry: Its origins, errors and misconceptions // Benchmarking: An International Journal. 2011. Vol. 18. № 3. P. 428–444.
- Молибошко Л.А. Компьютерные модели автомобилей. Минск: Новое знание, 2012. 295 с.
- Kido H., Ohsawa Y., Nitta K. Paretian argumentation frameworks for Pareto optimal arguments // Journal of Logic and Computation. 2017. Vol. 27. P. 213–225.
- Ngo T.N., Hayek N. Necessary conditions of Pareto optimality for multiobjective optimal control problems under constraints // Optimization. 2017. Vol. 66. P. 149–177.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта: утверждено приказом Министерства авт. транспорта РСФСР от 20.09.1984. М.: Транспорт, 1986. 114 с.
- РФ. ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 383.
- Сингуринди Э.Г. Подготовка автомобиля к соревнованиям. М.: ДОСААФ, 1976. 80 с.
- Скрипник И. Тюнинг автомобиля своими руками. М.: ACT, 2011. 288 с.
- Степанов В.Н. Тюнинг автомобильных двигателей. СПб.: Алфамер Паблишинг, 2000. 82 с.
- Струков С.А. Ремонт и модернизация ВАЗ-2131 Нива. СПб.: Алфамер Паблишинг, 2011. 304 с.
- Тюнинг «Самары». Иллюстрированное руководство. М.: Книжное издательство «За рулем», 2007. 136 с.
- Azgaldov G.G., Kostin A.V., Alvaro E. Padilla Omiste. The ABC of Qualimetry: The Toolkit for measuring immeasurable. Ridero: ParaType, Inc., 2015. 167 p.
- Кузнецов В.Г., Терещенко О.А., Леинова Ю.О. Основы эргономики. Гомель: БелГУТ, 2013. 157 с.