ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
- Авторы: Прохорова Т.Н.1, Филатова Т.Г.1
-
Учреждения:
- Астраханский государственный университет, Астрахань
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 249-252
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/543
- ID: 543
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена описанию особенностей выявления сформированности творческого мышления младших школьников в образовательной среде школы-интерната. Исследование особенностей творческого мышления проводилось на однородной в возрастном и социальном составе выборке. В эмпирической части исследования участвовали 143 ребенка от 7 до 10 лет. В основной части эксперимента приняли участие 42 воспитанника школы-интерната ГБСКОУ АО «СКОШИ 1-2 вида» г. Астрахани в возрасте от 7 до 10 лет. Для получения объективной информации об уровнях творческой активности детей использовались методики, диагностирующие уровень развития творческого мышления, вербальный и невербальный интеллект, уровень тревожности. Авторы статьи исходят из положения о том, что на современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики прослеживается противоречие между объективными потребностями преобразования учебно-воспитательного процесса в современной школе-интернате и недостаточно разработанными педагогическими условиями для эффективного формирования творческой личности младших школьников, воспитывающихся в школе-интернате. По итогам проведенного исследования выявлено, что у воспитанников младшего школьного возраста предельно низкий объем и уровень знаний, низка степень развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления), низок уровень общей культуры. При этом способность к выделению общих признаков объектов, к их классификации, т. е. способность к логическому мышлению у испытуемых детей находится в пределах нормы. Авторы выдвигают гипотезу, из которой следует, что организованная творческая деятельность детей позволит сбалансировать развитие вербального и невербального интеллекта, сформировать умения и навыки, необходимые в активной жизненной деятельности, и повысить уровень сформированности творческой личности младших школьников.
Об авторах
Татьяна Николаевна Прохорова
Астраханский государственный университет, Астрахань
Автор, ответственный за переписку.
Email: prohorova.tn@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и предметные технологии»
РоссияТатьяна Геннадьевна Филатова
Астраханский государственный университет, Астрахань
Email: puschkina.ludm@yandex.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 2006. 324 с.
- Беляков В.В. Проблемы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и пути повышения ее успешности // Государство и дети: реальности России. М., 1995. С. 70–73.
- Савченко Н.В. Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте. СПб.: Лада, 2008. 189 с.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие младшего школьника. М.: Просвешение, 1994. 223 с.
- Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2008. 136 с.