ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена описанию особенностей выявления сформированности творческого мышления младших школьников в образовательной среде школы-интерната. Исследование особенностей творческого мышления проводилось на однородной в возрастном и социальном составе выборке. В эмпирической части исследования участвовали 143 ребенка от 7 до 10 лет. В основной части эксперимента приняли участие 42 воспитанника школы-интерната ГБСКОУ АО «СКОШИ 1-2 вида» г. Астрахани в возрасте от 7 до 10 лет. Для получения объективной информации об уровнях творческой активности детей использовались методики, диагностирующие уровень развития творческого мышления, вербальный и невербальный интеллект, уровень тревожности. Авторы статьи исходят из положения о том, что на современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики прослеживается противоречие между объективными потребностями преобразования учебно-воспитательного процесса в современной школе-интернате и недостаточно разработанными педагогическими условиями для эффективного формирования творческой личности младших школьников, воспитывающихся в школе-интернате. По итогам проведенного исследования выявлено, что у воспитанников младшего школьного возраста предельно низкий объем и уровень знаний, низка степень развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления), низок уровень общей культуры. При этом способность к выделению общих признаков объектов, к их классификации, т. е. способность к логическому мышлению у испытуемых детей находится в пределах нормы. Авторы выдвигают гипотезу, из которой следует, что организованная творческая деятельность детей позволит сбалансировать развитие вербального и невербального интеллекта, сформировать умения и навыки, необходимые в активной жизненной деятельности, и повысить уровень сформированности творческой личности младших школьников.

Об авторах

Татьяна Николаевна Прохорова

Астраханский государственный университет, Астрахань

Автор, ответственный за переписку.
Email: prohorova.tn@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и предметные технологии»

Россия

Татьяна Геннадьевна Филатова

Астраханский государственный университет, Астрахань

Email: puschkina.ludm@yandex.ru

аспирант

Россия

Список литературы

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 2006. 324 с.
  2. Беляков В.В. Проблемы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и пути повышения ее успешности // Государство и дети: реальности России. М., 1995. С. 70–73.
  3. Савченко Н.В. Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте. СПб.: Лада, 2008. 189 с.
  4. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие младшего школьника. М.: Просвешение, 1994. 223 с.
  5. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2008. 136 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах