ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО ПЕРИОДА НЭПА В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
- Авторы: Евтушенко А.М.1
-
Учреждения:
- Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, Москва
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 111-116
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/516
- ID: 516
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена основным тенденциям развития кино как области государственного управления. В статье прослеживаются особенности перехода кинопроизводства и проката фильмов от «военного коммунизма» к НЭПу и от НЭПа к складыванию административно-командной системы. Комментируются основные государственные акты, регулирующие киноотрасль, а также документы и высказывания В.И. Ленина об искусстве экрана. В работе дан аналитический обзор основных акций коммунистической партии советского правительства в области экрана, дана оценка социологической ситуации, складывавшейся вокруг экранного искусства в середине 20-х годов прошлого столетия. Не обойдены вниманием отдельные факты биографии крупных мастеров экрана, так или иначе связанные с политической обстановкой в РСФСР, а потом и в СССР. На фактическом материале прослеживается путь демократических институтов в кино, он напоминает о деятельности «Ассоциации работников революционной кинематографии» и «Общества друзей советского кино». Среди других особенностей времени называется и то обстоятельство, что в судьбах «десятой музы» принимали участие такие видные большевики, как В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский, Я.Э. Рудзутак, Н.К. Крупская и др. Особое внимание автор уделяет решениям съездов партии, постановлению ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», дискуссиям и резолюциям партийных совещаний о кино. Все эти акты формируют общественный климат, складывающийся вокруг экранного искусства в период НЭПа.
Разрыв с дореволюционной кинематографией происходит не только в идейной области, но и в становлении промышленных методов, характерных для ХХ века. С одной стороны, экрану становилось тесно в ведомстве Наркомпроса РСФСР, с другой стороны, кинематограф плохо приживался в ведомстве ВСНХ, который видел в кино исключительно индустрию, одно из русел финансовых потоков, в лучшем случае – форму производственной пропаганды.
В настоящее время весьма актуальной является модель перехода кино от государственного регулирования к рынку, а затем возвращение к внерыночной экономике. В какой-то мере аналогичную эволюцию кинематограф и другие экранные искусства проделывают и в наши дни.
Ключевые слова
Об авторах
Анна Михайловна Евтушенко
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: olive-oil@inbox.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Кулешов Л.В. Статьи. Материалы. М.: Искусство, 1979. 239 с.
- Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966. 327 с.
- Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 т. М.: Искусство, 1964–1971.
- Пудовкин В. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1974. 440 с.
- Довженко А.П. Собр. соч. В 4 т. Т. 4. М.: Искусство, 1969. 543 с.
- Шуб Э. Жизнь моя – кинематограф. М.: Искусство, 1972. 472 с.
- Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино. М.: Искусство, 1956. 373 с.
- Болтянский Г.М. Ленин и кино. М.-Л.: Теакинопечать, 1925. 96 с.
- Иезуитов Н.М. Пути художественного фильма. М.: Кинофотоиздат, 1934. 152 с.
- Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. 398 с.
- Магидов В.М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005. 380 с.
- Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф. М.: Материк, 1995. 175 с.
- Будяк Л.М., Михайлов В.П. Адреса московского кино. М.: НИИ киноискусства, 1987. 352 с.
- О производственной пропаганде // Правда. 1921. 18 января.
- Попов Т.Т., Субботин Д.Т. К истории советских общественных организаций. М.: Высшая школа, 1970. 440 с.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. Изд. 5-е. М.: Политиздат, 1964. 598 с.
- Фофанова М. Воспоминания о пережитом // Искусство кино. 1970. № 8. С. 12.
- Горбунов В. Одна строка // Искусство кино. 1969. № 4. С. 1.
- Новая деревня // Крестьянская газета. 1926. 9 февраля.
- Самое важное из всех искусств: Ленин о кино. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1973. 234 с.
- Листов В.С. Ленин и кинематограф. М.: Искусство, 1986. 174 с.
- Ленин В.И. Полн.собр. соч. Т. 45. М.: Политиздат, 1964. 588 с.
- Луначарский А.В. Из неизданных воспоминаний о В.И. Ленине // Воспоминания о В.И. Ленине. В 10 т. Т. 8. М.: Политиздат, 1991. С. 357–362.
- Российский гос. архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 60.
- ВКП (б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Партиздат, 1936. 1460 с.
- Постановление «О политике партии в области художественной литературы» // Известия ЦК РКП(б). 1925. № 25–26.