ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ ЛИНГВИСТА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОСТАВЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
- Авторы: Татарницева С.Н.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 3-2 (2015)
- Страницы: 253-258
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/402
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-253-258
- ID: 402
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов требует уточнения содержания профессиональной подготовки и более подробного описания требований к выпускнику вуза. Основная цель данной статьи – охарактеризовать понятие «проектировочные умения учителя», описать их место в составе методической компетенции лингвиста-преподавателя, связать спектр проектировочных умений с уровнями методической компетенции. Автор анализирует понятие методической компетенции и ее значение в деятельности учителя иностранных языков, рассматривает ее состав, в том числе место умений проектирования образовательной деятельности в структуре методической компетенции, связь этих умений (субкомпетенции) с другими субкомпетенциями в составе методической, предлагая собственную модель методической компетенции. Раскрывая основные результаты исследования, автор уточняет содержание понятия «проектировочные умения», описывает перечень необходимых лингвисту-преподавателю умений в соответствии с уровнем его методической подготовки. Уровни методической подготовки, в свою очередь, позволяют более точно охарактеризовать требования и содержание проектировочных умений преподавателя. Выделяя 3 уровня методической компетенции: базовый, технологический и научно-методический, автор приводит подробный перечень умений проектирования, сформированных, сформированных частично или не сформированных на том или ином уровне. Все проектировочные умения (в составе субкомпетенции), в свою очередь, разделены на группы: методологические, аналитические, умения прогнозирования, планирования, организационные и мотивационные. Результаты данного исследования могут быть применены при уточнении стандартов профессиональной подготовки и переподготовки, при аттестации учителей иностранного языка.
Об авторах
Светлана Николаевна Татарницева
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: alyeparusa08@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания ИЯ и культур»
РоссияСписок литературы
- Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. 159 с.
- Профессиограмма учителя иностранного языка / сост. С.Ф. Шатилов, К.И. Саломатов, Е.С. Рабунский. М.: Высшая школа, 1977. 18 с.
- Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
- Карпов А.С. К вопросу о профессионально значимых умениях учителя иностранного языка при коммуникативном подходе к обучению // Иностранные языки в школе. 1983. № 6. С. 51–57.
- Соловова Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 8–11.
- Harmer J. How to teach English. 2nd ed. Edinburgh: Longman, 2007. 288 p.
- Scrivener J. Learning teaching: a guidebook for English-language teachers. 2nd ed. Oxford: Macmillan, 2005. 432 p.
- Ur P. A Course in Language Teaching: Practice and Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 389 p.
- Миролюбов А.А., Бим И.Л. К проблеме аттестации учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1995. № 6. С. 2–9.
- Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. 376 с.
- Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 1. С. 90–94.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2005. 288 с.
- Марычева Л.Е. Теоретические основы проектировочной компетентности будущих учителей // Вестник Нижегородского университета. 2008. № 6. С. 36–38.
- Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. № 6. С. 8–14.
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: Красноярс. гос. ун-т, 1998. 310 с.
- Moreno Rubio C. Effective teachers – Professional and personal skills // ENSAYOS. Revista de la Facultad de Educación de Albacete. 2009. № 24. P. 35–46.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 272 с.
- Татарницева С.Н. К вопросу о компетентностной модели лингвиста-преподавателя // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сб. статей V Всероссийской научно-методической конференции. Тольятти: ТГУ, 2011. С. 59–65.
- Татарницева С.Н. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика. Тольятти: ТГУ, 2008. 246 с.