ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Авторы: Саламин Е.Е.1, Балашова В.Ф.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 3-2 (2015)
- Страницы: 323-327
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/384
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-323-327
- ID: 384
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В педагогическом исследовании авторы рассматривают условия, методы и средства, необходимые для воспитания и совершенствования профессионально важных волевых качеств у студентов технического вуза.
Понимание значимости физической культуры для гармоничного духовного и психофизического развития личности студента обусловило включение дисциплины «Физическая культура» в федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем специальностям и направлениям подготовки как обязательной.
Разрабатывая образовательную программу по дисциплине «Физическая культура» для студентов ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», авторы исходили из требований ФГОС к образовательному результату подготовки в виде сформированных общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников вуза по направлениям технического профиля.
В исследовании методом анкетирования была определена группа волевых качеств, признанных приоритетными абсолютным большинством респондентов. В их числе самостоятельность, смелость, организованность, решительность, дисциплинированность, целеустремленность и др.
В целях воспитания волевых качеств в созданной авторами модели выпускника – будущего специалиста технического профиля выделены: целевые установки (цель этапов совершенствования); воспитывающая проблемно-поисковая среда (физкультурная деятельность в процессе физического воспитания); информационно-методическое обеспечение (средства и методы физической культуры); критерии определения уровней сформированности профессионально значимых волевых качеств; компоненты волевой саморегуляции с выходом на способность и, соответственно, на готовность выпускников к успешной (плодотворной) профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
Евгений Евгеньевич Саламин
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: fake@neicon.ru
старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание»
РоссияВалентина Федоровна Балашова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: balashova.valent@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент
РоссияСписок литературы
- Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. М.: Физическая культура, 2008. 245 с.
- Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компетентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 5. С. 59–63.
- Балашова В.Ф., Чесноков Н.Н. Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 38–40.
- Быков А.В. Становление волевой регуляции в кризисные периоды развития личности // Прикладная психология и психоанализ. 2002. № 4. С. 5–25.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23–31.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы ХIV Всерос. совещания. Кн. 2: Ключевые социальные компетентности студента. М., 2004. С. 5–13.
- Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 19 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82–88.
- Чесноков Н.Н., Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 87–92.
- Рябинова Е.Н., Земсков А.С., Жукова Е.И. Педагогический контроль и оценка уровня профессионально важных качеств личности у студентов в процессе физического воспитания // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С.174–181.
- Щербакова А.Ю. Развитие морально-волевых качеств на занятиях гимнастикой со студентами нефизкультурных вузов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 1. С. 166–172.
- Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 351 с.
- Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. М.: Знание, 1978. 45 с.
- Козупица Г.С., Васельцова И.А., Биленькая О.Н. Физическое воспитание в системе высшего профессионального образования: проблемы, перспективы. Самара: СамГУПС, 2011. 158 с.
- Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры. М.: Илекса, 2006. 264 с.
- Матухно Е.В. Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура». Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2007. 35 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5. С. 16–25.
- Кузьмина Н.В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. М.: Исслед. центр качества подготовки специалистов, 1998. 120 с.
- Виленский М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя // Теория и практика физической культуры. 1987. № 6. С. 18–20.