ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАНГОВОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ФАКТОРОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов социологического исследования, направленного на выявление актуальной структуры профессиональных ценностных ориентаций преподавателей вуза. Совокупность ценностей, регламентирующих профессиональную деятельность преподавателя, раскрывает специфику современной системы образования, отражает взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, а также вскрывает существующие сегодня проблемы в сфере высшего образования. В этой связи изучение ценностных ориентаций преподавателей особенно актуально на современном этапе общественного развития, т. к. характеризует протекающие сегодня процессы и явления. Рассматривая институт образования с точки зрения не только информационной, но и аксиологической функции, можно глубже оценить и более широко раскрыть сущность профессиональной деятельности педагога в целом и преподавателя вуза в частности.

В то же время анализ ценностных ориентаций современных вузовских преподавателей важен и в плане идентификации данной социальной группы (либо ее части) в качестве представителей традиционной российской интеллигенции как носителя альтернативных моделей будущего. В работе предпринята попытка выявить степень влияния факторов пола, возраста и уровня квалификации на ранговое распределение ценностных ориентаций преподавателей вуза. Эмпирической базой для исследования выступил проведенный автором социологический опрос преподавателей вузов Поволжья. Автором выявлено, что ценностная структура преподавателей вуза в разной степени зависит от факторов пола и возраста. При этом возрастные различия являются более ярко выраженными. Автор предполагает, что на ценностную структуру разных поколений влияет не столько фактор возраста как такового, сколько факторы, связанные с особенностями различного исторического периода профессиональной социализации.

Об авторах

Анастасия Александровна Скворцова

Пензенский государственный университет, Пенза

Автор, ответственный за переписку.
Email: finep63@mail.ru

ведущий документовед деканата  факультета экономики и управления

Россия

Список литературы

  1. Юдин Б.Г. Человек как объект преобразования и познания // Наука и инновации. 2012. Т. 7. № 113. С. 9–12.
  2. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Философское общество СССР, 1990. 240 с.
  3. Клакхолм К. Ценностные ориентации в деятельности. Нью-Йорк: Харпер, 1962. 395 c.
  4. Р. Мертон и его концепция социологии науки // Современная западная социология науки. М.: Наука, 1988. С. 42–60.
  5. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. М.: Прогресс, 1972. С. 27–28.
  6. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М.: Наука, 1966. С. 41–49.
  7. Нарский И.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности // Ленинская теория отражения. Вып. 8. М., 1977. С. 74–82.
  8. Ильинова Н.А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях: на материалах Республики Адыгея : дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2003. 150 с.
  9. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98–104.
  10. Фатыхов Р.Г. Ценностные факторы оптимизации процесса социокультурной адаптации: по материалам промышленных предприятий Республики Татарстан : дис. … канд. социол. наук. Казань, 1999. 204 с.
  11. Эрштейн Л.Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. СПб.: Изд-во СПбУНиПТ, 2008. 122 с.
  12. Абрамовских Н.В. Системы ценностей социально-педагогической деятельности // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 60. С. 146–150.
  13. Горовая В.И., Петрова Н.Ф., Таранова Н.Т. Конструктивная педагогическая аксиология – объект научной рефлексии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 1. С. 152–156.
  14. Сластенин В., Исаев И. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
  15. Спирин А.П. Профессиональные ценности современного педагога. URL: vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=565.
  16. Чуватова Н.Е. Педагогические ценности как основа профессионализма личности учителя : дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2007. 172 с.
  17. Ярыгин А.Н., Пилюгина С.А. Функции андрагогической субъектности учителя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. С. 274–280.
  18. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.
  19. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат, 2004. 320 с.
  20. Трушина И.А., Циринг Д.А., Репин С.А., Овчинников М.В. Мотивационно-ценностные факторы успешности профессиональной деятельности молодых научно-педагогических работников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 4. С. 67–72.
  21. Пантин В., Лаптин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы // Pro Et Contra. 1999. Т. 4. № 2. С. 144–160.
  22. Щанина Е.В. Интеграция пожилых людей в современный социум // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1. С. 150–162.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах