РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УЧАСТВУЮЩЕГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ДЕТСТВА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы реализации участвующего подхода в современной социологии детства на основе работ зарубежных и отечественных социологов детства. Утверждается важность, во-первых, понимания современного детства как социального конструкта, структурного и культурного компонента различных обществ, во-вторых, рассмотрения детей как активных социальных агентов в обществах, в которых они живут, и, в-третьих, изучения детских социальных отношений и культуры через самих детей и для детей. Отмечается, что принципы участвующего подхода, актуализирующие компетентность детства, лучше всего соответствуют этим положениям. Указаны методики, находящиеся в арсенале социологов, работающих в русле участвующей социологии детства. Утверждается, что понимание детей как «экспертов» своей жизни ведет к признанию необходимости исследования их мнения по поводу выбора методов их исследования. В статье представлена точка зрения, согласно которой дети могут выступать не просто в качестве участников социологического исследования, но и быть его соавторами, соисследователями «взрослых» социологов.

В работе делается вывод о том, что участвующие методы не лучше и не хуже, чем любые другие методы и техники. Их выбор определяется скорее конкретными целями и задачами исследования. Приведены примеры отечественных социологических исследований детства, показывающие вариативность как «традиционных», так и «современных» методик, используемых в них. В заключении отмечается, что зарубежные и отечественные ученые движутся в одном направлении – направлении поиска оптимальных способов реализации интересов детей в социологической практике исследования детства.

Об авторах

Светлана Юрьевна Митрофанова

Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева (национальный исследовательский университет), Самара
Самарский государственный технический университет, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: mit_s@mail.ru

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Социология и политология», доцент кафедры «Социология, политология и история Отечества»

Россия

Список литературы

  1. Зюнкер Х., Бюлер-Нидербергер Д. От исследований социализации к социологии детства (Перевод с английского И. Шолохова и В. Безрогова) // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69–94.
  2. Cojocaru D. Challenges of childhood social research // Revista de cercetare si intervenstie sociala. 2009. Vol. 26. № 1. P. 87–98.
  3. Corsaro W.A. Interpretive reproduction in chidren’s role play // Childhood. 1993. № 1. P. 64–74.
  4. Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood. London: Falmer Press, 1997. P. 7–33.
  5. James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children's experiences of family life // Children in families: research and policy. London: Falmer Press, 1996. P. 41–52.
  6. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен: Концепция социального конструирования детства : дис. ... д-ра социол. наук. М., 1999. 326 c.
  7. Щеглова С.Н. Социология детства. М.: Институт Молодежи, 1996. 127 с.
  8. Майорова-Щеглова С.Н. Трансформация детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 173–183.
  9. Gallacher L.-A., Gallagher M. Methodological Immaturity in Childhood Research?: Thinking through’ participatory methods’ // Childhood. 2008. Vol. 15. № 4. Р. 499–516.
  10. Punch S. Multiple Methods and Research Relations with Children in Rural Bolivia // Qualitative Methodologies for Geographers. London: Arnold Publishers, 2001. P. 165–180.
  11. Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321–341.
  12. Hill M. Children’s voices on ways of having a voice: children’s and young people’s perspectives on methods used in research and consultation // Childhood. 2006. Vol. 13. № 1. P. 69–89.
  13. Kellett M., Forrest R., Dent N., Ward S. ‘Just teach us the skills Please, we’ll do the rest’: Empowering ten-year-olds as researchers // Children and Society. 2004. Vol. 18. № 5. P. 329–343.
  14. Цымбаленко С., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. 1996. № 1. С. 2–4.
  15. Колосова Е.А. Чтение детей и подростков в России: сравнительное социологическое исследование // Мир психологии. 2015. № 1. С. 163–170.
  16. Колосова Е.А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7. С. 123–130.
  17. Cаралиева З.Х., Балабанов С.С. Насилие в подростковой среде // Социокультурные корни насилия в современном обществе. Н. Новгород: НИСОЦ, 2013. С. 40–45.
  18. Губанова А.Ю. Критерии отбора сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 199–203.
  19. Сибирева М.Ю. Категория «детство» в истории социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1. С. 167–177.
  20. Поливанова К.Н. Социальное картирование как инструмент анализа повседневности современного детства // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докладов Всерос. конференции. М.: РОС, 2014. С. 177–183.
  21. Орех Е.А. Детская телесность как предмет визуального анализа: кейс-стади фотографии // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докладов Всерос. конференции. М.: РОС, 2014. С. 1206–1214.
  22. Митрофанова С.Ю., Штифанова Е.А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18–24.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах