МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИТНЕС-УСЛУГ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены возможности применения одного из методов многомерной статистики – факторного анализа при изучении мотивационных моделей потребления фитнес-услуг. Автор обосновывает актуальность моделирования поведения потребителей на рынке фитнес-услуг. Особое внимание уделяется построению моделей на основе критерия мотивации. Автор подробно описывает методологию и методику исследования мотивации потребителей фитнес-услуг и приводит результаты аналитического исследования, на основе которых был проведен факторный анализ и построены мотивационные модели потребления фитнес-услуг. В основном исследовании в качестве метода сбора данных был применен онлайн-опрос клиентов фитнес-клубов из различных регионов России, а также анкетирование клиентов непосредственно на территории фитнес-клубов Ивановского региона. Всего было опрошено 1160 респондентов. Гипотеза исследования заключается в том, что различным половозрастным группам будут свойственны определенные стратегии поведения с точки зрения мотивации занятий фитнесом. Применение факторного анализа позволило выявить шесть моделей поведения: гедонистическую, демонстративную, эвристическую, оздоровительную, спортивно-телесную и рекреационную. Эмпирические данные, полученные в исследовании, подтвердили исходную гипотезу. Кросстабуляционный анализ показал статистически значимые различия во всех социальных группах по всем моделям, за исключением эвристической. Полученные в ходе опроса данные позволяют сделать вывод о том, что поведение потребителей на рынке фитнес-услуг детерминировано разными мотивационными стратегиями, а определенные социальные группы склонны демонстрировать свой тип поведения на рынке фитнес-услуг.

Об авторах

Наталья Евгеньевна Бартенева

Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, Иваново

Автор, ответственный за переписку.
Email: n_rybina37@mail.ru

аспирант кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации»

Россия

Список литературы

  1. Бартенева Н.Е. Социальные функции фитнеса: опыт эмпирического исследования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. № 1. С. 67–72.
  2. Бартенева Н.Е., Мягков А.Ю. Социокультурная детерминация поведения потребителей в сфере фитнеса // Известия Высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 172–177.
  3. Ефремова М.В., Чкалова О.В., Бошман Т.К. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 21. С. 25–37.
  4. Малышев А.А., Инюшева Ю.Н. Анализ рынка фитнес-услуг и тенденции его развития в России и Пензенской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3. С. 179–188.
  5. Андрианова Т.А., Коркодинова Н.А. Маркетинговое исследование потребителей спортивно-оздоровительных услуг г. Перми // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 111–118.
  6. Уколова И.В. Социологические аспекты фитнес-движения в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 3. С. 251–261.
  7. Alam J., Hossain A. Motivations behind attending fitness clubs in Bangladesh: A survey study on clubs’ members in Sylhet // European Journal of Business and Management. 2012. Vol. 4. № 2. P. 120–137.
  8. Wang B., Wu C., Quan W. Changes in Consumers Behavior at Fitness Clubs among Chinese Urban Residents – Dalian as an Example // Asian Social Science. 2008. Vol. 10. № 4. P. 106–110.
  9. Zhang W., Li Y. A study on consumer behavior of commercial health and fitness club – a case of consumers in Liverpool // American journal of industrial and business management. 2014. № 4. P. 58–69.
  10. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. М.: МИЭМП, 2010. 242 с.
  11. Лисицкая Т.С., Кувшинова С.И. Социологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубах // Теория и практика физической культуры. 2004. № 2. С. 37–40.
  12. Абрамов Р., Болотова И. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов // Вестник Омского университета. Серия: Социология. 2008. № 1-2. С. 37–61.
  13. Наумов В.Н. Модели поведения потребителей в маркетинговых системах. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 240 с.
  14. Afthinos Y., Theodorakis N.D., Nassis P. Consumer behavior in fitness centers: a typology of customers. URL: marketing.conferenceservices.net/resources/327/2342/-pdf/AM2011_0225.pdf.
  15. Afthinos Y., Theodorakis N.D., Nassis P. Customers’ expectations of services in Greek fitness centers. Gender, age, type of sport center, and motivation differences // Managing Service Quality. 2005. Vol. 3. № 15. P. 245–258.
  16. Беставишвили Т.Г. Разумный фитнес. Книга руководителя. СПб.: Нестор-История, 2011. 530 с.
  17. Бартенева Н.Е. Объяснительные модели потребления фитнес-услуг в теоретическом дискурсе современной социологии // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 230–236.
  18. Таганов Д. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб.: Питер, 2005. 192 с.
  19. Воронов В.В., Гришин А.А., Краско В.Д. Факторный анализ потребительских настроений в экономике. Изд. 2-е. Даугавпилс: Saule, 2014. 102 с.
  20. Бартенева Н.Е. Гендерные особенности поведения потребителей на рынке фитнес-услуг: опыт эмпирического исследования // Научные дискуссии. 2015. Т. 4. С. 39–43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах