СРЕДНИЙ КЛАСС: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
- Авторы: Хайруллина Ю.Р.1, Мартынова О.А.2
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань
- Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 81-85
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/287
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-4-81-85
- ID: 287
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена вопросу выделения среднего класса. Рассматриваются основные подходы определения среднего класса, опирающиеся на зарубежные и отечественные теории. Представлены взгляды на социальную структуру общества, критерии систематизации с точки зрения их эволюции и преемственности. В кратком обзоре затрагивается возникновение среднего класса от античной эпохи до настоящего времени. Описаны классические и современные критерии выделения среднего класса, его основные компоненты в современном обществе, подчеркивается роль среднего класса как выполняющего стабилизирующие и содействующие общественному прогрессу функции.
Анализируются особенности формирования российского среднего класса. При его определении ученые основываются на четырех критериях: образование не ниже среднего; душевой месячный доход от медианного и выше в Российской Федерации и каждом регионе; нефизический характер работы; самоидентификация (не ниже 4 или 5 по десятибалльной шкале).
В работе приведены результаты прикладных исследований в Республике Татарстан, а также выделены подходы определения среднего класса на уровне региона. В рамках этих исследований существует разделение на собственно средний класс и ядро среднего класса. Под средним классом понимают респондентов с ключевым критерием «ежемесячный доход», а под ядром среднего класса – выделенных по таким критериям, как образование, самоидентификация, вид трудовой деятельности и доверие к власти. В итоге численность среднего класса в России в оценках экспертов колеблется в пределах от 3 («идеальный средний класс») до 30–60 % («перспективный средний класс»).
Ключевые слова
Об авторах
Юлдуз Ракибовна Хайруллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет, КазаньЦентр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань
Автор, ответственный за переписку.
Email: iouldouz@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры общей и этнической социологии, главный научный сотрудник
РоссияОльга Александровна Мартынова
Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань
Email: o.a_martynova@mail.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
- Archer M., Blau J. Class Formation in Nineteenth Century America: The Case of the Middle Class // Annual Review of Sociology. 1993. Vol. 19. P. 3–22.
- Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 28–36.
- Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Верещагина А.В., Посухова О.Ю., Сериков А.В., Черноус В.В. Средний класс в Ростовской области: поведенческие стратегии, ценностные установки и социальные ресурсы становления // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1. С. 45–59.
- Соловьева Т.А., Шабунова А.А. Средний класс в регионах СЗФО: возможности расширенного воспроизводства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 4. С. 113–129.
- Тихонова Н.Е. Особенности статусной идентичности и потребление среднего класса // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 44–54.
- Чаплыгин А.Э. Качественные особенности среднего класса в современной России // Власть. 2012. № 5. С. 126–128.
- Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376–644.
- Blumin S.M. The emergence of the middle class: social experience it the American city, 1760–1900. New York: Cambridge University Press, 1989. 424 p.
- Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. СПб.: Алетейя, 2000. 509 с.
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147–156.
- Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т. 10. М.: Политическая литература, 1958. 806 с.
- Ильиных С.А. Городской средний класс: профессиональный и экономический показатели образа жизни // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 15–17.
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002. 568 с.
- Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: десять лет постсоветского развития. М.: Academia, 2001. 183 с.
- Горшков М.К. Средний класс как отражение экономической и социокультурной модели современного развития России // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 35–44.
- Кузнецова Е. Средний класс: западные концепции // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2. С. 19–28.
- Молочников Н.P., Крюченко Н.Н. Средний класс в России: критерии отнесения // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-1. С. 147–149.
- Средний класс в современной России: десять лет спустя / науч. ред. Н.Н. Никс. М.: Институт социологии РАН, 2014. 222 с.
- Власова Е.М., Ширяева О.В. Состав среднего класса в России: кроссрегиональное сравнение // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 10. С. 89–90.
- Сафронова М.В., Кудрявцева М.В. Представители российского «среднего класса» и особенности их психосоциального благополучия // Идеи и идеалы. 2015. Т. 2. № 1. С. 120–129.
- Хайруллина Ю.Р. Городской средний класс в современной России: критерии выделения, структура, трудовое и потребительское поведение (на материалах Республики Татарстан) // Электронный экономический вестник Татарстана. 2012. № 1. С. 282–293.