КОНЦЕПТЫ «САД» И «ПУСТЫНЯ» В РОМАНАХ ФРЭНКА ГЕРБЕРТА СЕРИИ «ДЮНА»
- Авторы: Никитина Т.Г.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 3 (2017)
- Страницы: 134-140
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/228
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-3-134-140
- ID: 228
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данное исследование опирается на эффективные методы исследования концепта в системе языка, предложенные когнитивистикой. Рассматривается речевая реализация концепта в художественном тексте, обусловленная авторским замыслом, жанровыми и стилевыми характеристиками текста. Актуальность исследования заключается в разработке понятия модальной рамки художественного произведения, что позволило описать вербализацию концепта в системе семантических, формальных и функциональных характеристик. Исследование подтвердило, что научно-фантастические романы Фрэнка Герберта серии «Дюна» характеризуются философской глубиной и сложностью языкового оформления, а концепты «сад» и «пустыня» играют ключевую роль в создании идейно-художественного содержания романов.
В работе представлен анализ реализации данных концептов на различных уровнях художественного текста. Отмечено, что концепт может быть рассмотрен на уровне языковой вербализации, на уровне текста, гипертекста и художественного дискурса; языковая репрезентация концептов осуществляется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Для анализа реализации концептов в научно-фантастическом произведении Ф. Герберта был выбран лингвостилистический анализ, позволяющий делать отсылки к широкому контексту. Выявлена связующая гипертекстовая функция концепта в художественном тексте для обеспечения диалога писателя и читателя в художественном дискурсе.
Установлено, что культурная составляющая текста романов тесно связана с реализацией концептов. Анализ выявил противопоставление концептов, обеспечивающее принцип читательского выбора. Исследование показало, что писатель моделирует читательское восприятие героев и событий романов путем создания аксиологической модальности. В статье делаются выводы о ценностных экспериментах Ф. Герберта, роли читателя в создании системы ценностей и связи аксиологии с эпистемической и деонтической семантиками.
Об авторах
Татьяна Германовна Никитина
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: t.g.nikitina.2017@gmail.com
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода»
РоссияСписок литературы
- Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2007. С. 606–622.
- Ангелова М.М. «Концепт» в современной лингвокультурологии // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. 2004. Вып. 3. С. 3–10.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языка. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
- Lakoff G. Classifiers as a reflection of mind: the experimental, imaginative, and ecological aspects // Symposium of categorization and noun classification. Eugine: Iniversity of Oregon, 1983. 23 p.
- Keil F.C. Concepts, kinds, and cognitive development. Cambridge: MIT Press, 343 p.
- Касаткина К.А. Концептуальная картина мира и перевод // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2010. № 1. С. 83–88.
- Devitt A.J. Generalizing about genre: new conceptions of an old concept // College Composition and Communication. 1993. Vol. 44. № 4. P. 573–586.
- Рябцева Н.К. Язык и естественный интеллект. М.: Academia, 2005. 640 с.
- Van der Veen M. Gardens in the Desert // Life on the fringe: living in the southern Egyptian deserts during the roman and early-byzantine periods. Leiden: CNWS, 1998. P. 221–242.
- Хромченко С. Образы пустыни и сада в современном искусстве // Sanat. 2003. Вып. 3. URL: sanat.orexca.com/ru/kontakty/.
- Озерский С. «Пустыня» в Священном писании // Православная община. 1999. № 51. С. 51–59.
- Mellamphy N.B. Terra-&-terror ecology: secrets from the Arrakeen underground // Design Ecologies. 2013. Vol. 3. № 1. P. 66–91.
- Опарина О.И. Страх как лингво-психологическая составляющая языковой картины мира // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 27. М.: МАКС Пресс, 2004. 96 с.
- Полякова Е.И. Определение концепта на основе лингвокультурологического подхода // Альманах современной науки и образования. 2011. № 10. C. 155–156.
- Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 139 с.
- Борисова Е.В. Научные предпосылки возникновения метода общефилологического анализа художественного текста // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы десятой международной научно-практической конференции. Самара: СамГСПУ, 2015. С. 61–65.
- Морозова А.Н., Караульщикова Ю.В. Модальные синтагмы в англоязычном медиа-тексте: параметры анализа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15. № 2-2. С. 459–466.
- Evans C.L. Women of the future: gender, technology, and cyborgs in Frank Herbert’s Dune. Master’s thesis. Quebeck: Universite Laval, 2016. 163 p.
- Morton T. Imperial measures: Dune, ecology and romantic consumerism // Romanticism on the Net. 2001. № 21. P. 15–21.
- Pearson B.W. Friedrich Niztche goes to space // Dune and Phylosophy. Chicago: Open Court, 2011. P. 189–205.
- Herbert F. Dune Messiah. New York: Ace Books, 1990. 329 p.
- Herbert F. Chapterhouse Dune. New York: Ace Books, 1990. 433 p.
- Herbert F. Dune. New York: Ace Books, 1990. 536 p.
- Thu K. Arabic and Islamic themes in Frank Herbert’s “Dune”, The Baheyeldyn Dynasty. 2004. URL: baheyeldin.com/literature/arabic-and-islamic-themes-in-frank-herberts-dune.html.
- Вербицкая М.В., Миндрул О.С. Филологические основы воспроизведения литературно-художественного текста в устной речи // Теория и практика изучения современного английского языка. М.: МГУ, 1985. С. 136–144.
- Тер-Минасова С.Г. Синтагматика речи: онтология и эвристика. Общая и английская синтагматика составных номинативных групп. М.: URSS, 2009. 200 c.
- Herbert F. God emperor of Dune. New York: Ace Books, 1990. 423 p.
- Herbert F. Children of Dune. New York: Ace Books, 1990. 408 p.
- O’Reilly T. Frank Herbert. New York: Frederick Ungar Publishing, 1981. 279 p.