ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОНИМАНИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СТУДЕНТОВ
- Авторы: Щербакова А.И.1
-
Учреждения:
- Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
- Выпуск: № 1 (2018)
- Страницы: 137-144
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/123
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2018-1-137-144
- ID: 123
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной компетентности и профессиональных компетенций как основы успешной трудовой деятельности специалиста и цели выпускника вуза. Дается определение понятиям «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция» и предлагаются критерии разграничения этих понятий. Проводится краткий обзор русской и переводной зарубежной литературы, посвященной изучению данной проблемы. Рассматриваются актуальные научно-методические и практические проблемы профессиональной компетентности специалистов и выпускников вузов, а также делается акцент на роли профессионального образования в их развитии. Основная научная цель проведения социологического исследования - выявление степени и специфики понимания компетентности сотрудниками, преподавателями и студентами вузов.
В статье анализируются результаты проведенного социологического исследования, характеризующие понимание вузовскими преподавателями и студентами компетентности и ее роли в повышении эффективности и качества образования. Анализируются полученные результаты проведения самооценки профессиональных качеств респон-дентами-«сотрудниками». Исследование направлено на изучение общественного мнения и их понимания проблемы профессиональной компетентности, а также ее зависимости от вузов и высшего образования в целом. По результатам проведенного опроса определяется степень значимости и необходимости в более тщательной работе со студентами, направленной на формирование знания рассматриваемой проблемы.
Основной проблемой низкого уровня профессиональной компетентности видится неосведомленность сотрудников и студентов в рассматриваемой проблеме и, соответственно, незаинтересованность в своем развитии. В статье выделяется ряд профессиональных компетенций, включенных в исследовательский перечень. Список литературы включает работы, относящиеся к последнему десятилетию, и представляет исследования, выполненные наиболее авторитетными и известными в мире учеными в области социологии управления, психологии.
Об авторах
А. И. Щербакова
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Автор, ответственный за переписку.
Email: fake@neicon.ru
аспирант кафедры «Социология и управление»
РоссияСписок литературы
- Чикилева Е.Н., Данакин Н.С., Строкова В.В. Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования по прямому заказу предприятия // Образование и общество. 2016. Т 1. № 96. С. 123-127.
- Алисултанова Э.Д. О компетентностном подходе в инженерном образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 1. С. 130-134.
- Лысов С.Н. Управление профессиональными компетенциями в строительном комплексе Российской Федерации // Приволжский научный журнал. 2014. № 4. С. 260-267.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 173 с.
- Овчинников А.В. О классификации компетенций // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4. С. 145-153.
- Хмелькова Н.В., Сыромятников В.Н. О содержании и классификации компетенций // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII между-нар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 482-485.
- Павловская Т.А. Классификация типов компетенций в структуре трудового потенциала // Научное обозрение. 2015. № 6. С. 279-285.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001. 104 с.
- РФ. Минобрнауки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции: проект приказа от 09.07.2017.
- Минзарипов Р.Г., Ившина Г.В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 42-50.
- Почебут Л.Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 3. C. 23-33.
- Чен Г.-М., Староста УД. Межкультурная коммуникативная компетентность: синтез // Communication Yearbook. 1996. № 19. С. 353-383.
- Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1586.
- Морозова Я.В. Профессиональная компетентность российской молодежи в условиях новой социальной реальности: методологические приоритеты исследования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 3. С. 126-130.
- Черняк Н.В. Классификации моделей межкультурной компетенции // Альманах современной науки и образования. 2015. № 2. С. 119-125.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.
- Дорофеев А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-33.
- Кириленко О.Ю., Позднякова И.Р Формирование профессиональной компетентности будущего педагога как показатель качества высшего образования // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 4. С. 26-27.
- Катуржевская О.В. Профессиональная компетентность выпускника вуза как показатель качества образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3. С. 98-102.
- Данакин Н.С., Конев И.В., Хазиев И.Х., Строкова В.В., Муртазаев С.А., Алисултанова Э.Д., Щербакова А.И. Качество профессионального образования в контексте обеспечения национальной безопасности. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. 237 с.
- Андреева Н.А., Корчагина Е.В., Пахомова О.А. Новые образовательные технологии как способ формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2013. Т. 2. № 1. С. 57-59.