ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СГОРАНИЯ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ОБЪЕМА
- Авторы: Шайкин А.П.1, Ивашин П.В.1, Галиев И.Р.1, Бобровский И.Н.1, Дерячев А.Д.1, Твердохлебов А.Я.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2019)
- Страницы: 64-71
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/111
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2019-1-64-71
- ID: 111
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей применения ионизационных датчиков для исследования характеристик распространения пламени (скорости распространения и ширины зоны химических реакций пламени) в камере сгорания переменного объема. Обзор современных методов исследования процесса сгорания углеводородного топлива в поршневых двигателях показал перспективность применения ионизационных датчиков. На одноцилиндровом двигателе экспериментально получены и исследованы основные параметры сгорания топлива с помощью специально разработанных ионизационных датчиков, предназначенных для определения характеристик распространения пламени при изменении в широком диапазоне за несколько миллисекунд температуры, давления, турбулентности и объема камеры сгорания. Определены изменения ионного тока, турбулентной скорости распространения пламени и ширины зоны химических реакций горения в зависимости от состава топливно- воздушной смеси при изменении ее физико-химических свойств за счет добавок водорода. Показано, что изменение турбулентной скорости распространения пламени при добавке водорода происходит в основном за счет увеличения ее нормальной составляющей, а ширина зоны турбулентного горения линейно связана с величиной ионного тока, и ее изменение отражает интенсивность протекания химических реакций горения. Обнаружено, что, несмотря на изменение коэффициента избытка воздуха, концентрации водорода в топливе, скоростного режима двигателя, сохраняется линейная зависимость ширины пламени от турбулентной скорости распространения пламени во второй фазе сгорания: увеличение скорости соответствует уменьшению ширины пламени.
Об авторах
А. П. Шайкин
Тольяттинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: fake@neicon.ru
Россия
П. В. Ивашин
Тольяттинский государственный университет
Email: fake@neicon.ru
Россия
И. Р. Галиев
Тольяттинский государственный университет
Email: fake@neicon.ru
Россия
И. Н. Бобровский
Тольяттинский государственный университет
Email: fake@neicon.ru
Россия
А. Д. Дерячев
Тольяттинский государственный университет
Email: fake@neicon.ru
Россия
А. Я. Твердохлебов
Тольяттинский государственный университет
Email: fake@neicon.ru
Россия
Список литературы
- Li H., Gatts H. An Experimental Investigation on the Combustion Process of a Simulated Turbocharged SI Natural Gas Engine Operated on Stoichiometric Mixture // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2017. № 9. P. 35–42.
- Basshuysen R.V. Internal Combustion Engine Handbook. New York: SAE International, 2016. 1130 p.
- Verma G., Prasad R.K., Agarwal R.A. Experimental investigations of combustion, performance and emission characteristics of a hydrogen enriched natural gas fuelled prototype spark ignition engine // Fuel. 2016. Vol. 178. P. 209–217.
- Pastor J., Olmeda P., Lewiski F. Methodology for Optical Engine Characterization by Means of the Combination of Experimental and Modeling Techniques // Applied Sciences. 2018. № 8. P. 2–17.
- Gürbüz H. Experimental Evaluation of Combustion Parameters with Ion-Current Sensor Integrated to Fast Response Thermocouple in SI Engine // Journal of Energy Engineering. 2017. Vol. 143. № 2. P. 04016046.
- Gao Z., Wu X., Gao H., Liu B. Investigation on characteristics of ionization current in a spark-ignition engine fueled with natural gas-hydrogen blends with BSS denoising method // International journal of hydrogen energy. 2010. Vol. 35. № 23. P. 12918–12929.
- Calcote H. F., King I. Studies of ionization in flames by means of langmuir probes // Symposium (International) on Combustion. 1955. Vol. 5. № 1. P. 423–434.
- Степанов Е.М., Дьячков Б.Г. Ионизация в пламени и электрическом поле. М.: Металлургия, 1968. 312 с.
- Butt R.H., Chen Y., Mack J.H. Improving ion current of sparkplug ion sensors in HCCI combustion using sodium, potassium, and cesium acetates: Experimental and numerical modeling // Proceedings of the Combustion Institute. 2015. № 3. P. 3107–3115.
- Flow and Combustion in Reciprocating Engines / eds. C. Arcoumanis, T. Kamimoto. Verlag: Springer, 2009. 427 p.
- Yasnikov I.S., Ivashin P.V., Shaikin A.P. On the turbulent propagation of a flame in a closed volume // Technical Physics. The Russian Journal of Applied Physics. 2013. Vol. 58. № 11. P. 1587–1591.
- Shaikin A.P., Galiev, I.R. Use of Chemi-Ionization to Calculate Temperature of Hydrocarbon Flame // Technical Physics. The Russian Journal of Applied Physics. 2018. Vol. 63. № 4. P. 612–614.
- Shaikin A.P., Galiev I.R Relationship of flame propagation speed for methane–hydrogen fuel of the internal combustion engine with parameters combustion engine with parameters of ion current and hydrogen concentration // Russian Aeronautics. 2016. Vol. 59. № 2. P. 249–253.
- Шайкин А.П., Ивашин П.В., Галиев И.Р., Дерячев А.Д. Характеристики распространения пламени и их влияние на образование несгоревших углеводородов и оксида азота в отработавших газах при добавке водорода в топливно-воздушную смесь энергетических установок с искровым зажиганием. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2016. 259 с.
- Zhou J.X., Moreau B., Foucher F. Combustion, Performance and Emission Analysis of an Oxygen-Controlling Downsized SI Engine // Oil and Gas Science and Technology. 2016. Vol. 71. № 4. P. 49.
- Morones A. Laminar and turbulent flame speeds for natural gas/hydrogen blends // Proceedings of ASME Turbo Expo 2014: Turbine Technical Conference and Exposition. 2014. Vol. 4B. P. 108941.
- Khudhair O., Shahad A.K. A Review of Laminar Burning Velocity and Flame Speed of Gases and Liquid Fuels // International Journal of Current Engineering and Technology. 2017. Vol. 7. № 1. P. 183–197.
- Halter F. Characterization of the effects of pressure and hydrogen concentration on laminar burning velocities of methane-hydrogen-air mixtures // Proceedings of the Combustion Institute. 2005. Vol. 30. № 1. P. 201–208.
- Barot M., Kolhar S., Tripathi A. Combustion modeling of S.I. engine for prediction of turbulent flame speed // International Journal of Engineering Research & Technology. 2013. Vol. 2. № 4. P. 1465–1472.
- Tripathi A.M., Panchal P., Chaudhari V. Turbulent flame speed prediction for S.I. engine using methane as fuel // International Journal of Engineering Research and Applications (IJERA). 2013. Vol. 3. № 4. P. 248–254.